Top of Page

Выдворение из стран Европейского союза

"Нет такого закона, который бы удовлетворял всех" /Тит Ливий/

Наша компания предоставляет полное юридическое сопровождение депортируемым или выдворяемым лицам с территории стран Европейского союза и Шенгенского соглашения (отсрочка решения о депортации, приостановка депортации, обжалование либо отмена решения о депортации).

Также наши юристы представляют интересы лиц, которым грозит выдворение из стран ЕС в случае отказа в предоставлении убежища, в различных судах по всей территории стран Европейского союза.

Выдворение из страны - вид административного наказания, устанавливаемый в отношении иностранных граждан за совершение административных правонарушений предусмотренных национальными законами "Об административных правонарушениях" соответствующих стран Европейского союза, и заключается в предложении иностранному гражданину в добровольном порядке покинуть территорию страны в связи с нарушением сроков пребывания, совершением ими правонарушений, или предоставлением неправдивой информации и/или подложных документов. Выдворение следует отличать от депортации, так как, несмотря на формальную схожесть, данные понятия отличаются по юридической природе и основаниям применения.

Депортация - принудительное и контролируемое перемещение лица через государственную границу за пределы страны. Депортация применяется в случаях утраты или прекращения у иностранного гражданина законных оснований для дальнейшего пребывания (проживания) в стране, а также совершения им каких-либо правонарушений во время пребывания в стране/странах Европейского союза. В случае если соответствующие органы подозревают, что существует риск не выполнения иностранцем обязательств по добровольному выезду из страны, то в таком случае соответствующее уполномоченное лицо или орган власти вручают иностранцу решение о депортации и оплаченный билет в страну происхождения иностранного гражданина, а также сопровождают его до транспортного средства, которое следует за пределы этой страны.

Выдворение, в отличие от депортации, сопровождается контролируемым самостоятельным выездом иностранного гражданина из этой страны. Выдворение применяется в случае если соответствующий уполномоченный орган, анализируя конкретную ситуацию, принимает данное решение на основании отсутствия риска не выполнения иностранцем обязательств по добровольному выезду из страны.

Так, иностранному гражданину, привлекаемому к данному виду наказания помимо того, что он выдворяется из страны, ему ограничивается въезд в эту страну на определенный срок, который определяется национальным законодательством страны, вынесшей решение о выдворении.

Выдворение иностранного гражданина из какой-либо страны Европейского союза, как правило, сопровождается занесением информации о нем в Шенгенскую информационную систему cистему, а также предполагает дальнейший сроковый запрет на въезд не только в эту страну, но и в страны Европейского союза, а также в страны, имеющие доступ к SIS (Schengen Information System).

В случае серьезного административного нарушения со стороны иностранного гражданина, он может быть выдворен из страны в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан соответствующей страны/стран ЕС. В таком случае решение о выдворении принимается органами внутренних дел или органами государственной безопасности, а также информация о данном гражданине вносится как в национальный реестр персон Non Grata (нежелательных к въезду лиц) соответствующей страны, так и SIS с возможностью продления данной информации на неопределенный срок.

В случае административного правонарушения со стороны иностранного гражданина, национальное законодательство соответствующей страны Европейского союза определяет открытие административного производства о выдворении иностранца из страны. В некоторых случаях данное производство открывается и при совершении иностранцами уголовных преступлений (в зависимости от тяжести самого преступления). В таком случае возбуждается уголовное дело, но при этом иностранец выдворяется в страну происхождения, а процессуальные действия или судебное заседание проводятся без участия подозреваемого.

В первом случае речь идёт прежде всего о нелегальном пребывании в странах ЕС. К примеру, если полицейский патруль по делам иностранцев обнаруживает, что иностранный гражданин находится в стране незаконно (к примеру, задержание иностранца на рабочем месте без соответствующей визы либо разрешения на трудоустройство), иностранный гражданин может быть задержан. После допроса и выяснения всех обстоятельств по делу, на основании имеющихся доказательных материалов и согласно национального законодательства соответствующей страны Европейского союза, полиция выносит решение об административном выдворении и устанавливает иностранцу на основании выполнения им рабочих обязанностей в данной стране без необходимого разрешения на трудоустройство, срок запрета на въезд в страны Европейского союза в течение определенного времени.

Также иностранному гражданину устанавливается конкретный срок выезда из страны (в зависимости от конкретной ситуации и инкриминируемого правонарушения), отсчет которого начинается со дня вручения иностранному гражданину данного решения. Если решение об административном выдворении принято в соответствии с Законом "Об убежище", срок для выезда из страны устанавливается со дня отмены соответствующих доказательств.

Также, в зависимости от конкретной ситуации, полиция может задержать данного иностранного гражданина до момента, пока он предстанет перед судом (срок и процедура содержания под стражей регулируются национальным законодательством конкретной страны, а также соответствующими международными нормами). При задержании иностранный гражданин имеет право требовать адвоката, переводчика, а также представителя посольства страны своего гражданства. В случае, если суд принимает решение о выдворении нарушителя, полиция вручает задержанному лицу документ, обязывающий его покинуть страну/страны ЕС в течение определенного времени. Начиная с этого момента иностранный гражданин располагает определенным временем, указанным в решении суда, для обжалования данного решения. В случае неудовлетворения апелляционных требований, данное решение может быть обжаловано в вышестоящей кассационной инстанции.

Следует отметить, что в случае если иностранный гражданин задержан при выезде из страны в пункте пересечения границы, то пограничная служба его допрашивает и если на основании собранных пограничной службой показаний и материалов усматривается, что ситуация, в которой оказался иностранец, в полной мере дает право на применение закона о выдворении, ему выдается решение об обязательстве к возвращению в страну происхождения в определенный срок, отсчет которого начинается со дня вручения данного решения. В случае не выполнения иностранным гражданином данных обязательств, на него накладываются соответствующие санкции в виде запрета на въезд в страну/страны ЕС на более длительный срок.

Во втором случае речь идёт о лицах, ранее выдворенных либо депортированных одной из стран Европейского союза, которые умышленно пытаются пересечь государственную границу той или иной страны ЕС по документам с измененными личными данными. При выявлении таких лиц органами пограничного контроля, данные граждане не пропускаются на территорию страны въезда, информация о них вносится как в национальный реестр персон Non Grata (нежелательных к въезду лиц), так и в Шенгенскую информационную систему SIS, с целью запрета на въезд в страны Европейского союза на неопределенный срок.

В каждом случае изменения личных данных ранее депортированного/выдворенного лица, органами дознания пограничной службы и полиции может быть инициирован вопрос о возбуждении уголовного дела за попытку незаконного пересечения границы. Относительно принудительного перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства за пределы страны необходимо отметить, что оно может выражаться в различных формах:

  • депортация (по обстоятельствам, предусмотренным Законами "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства");
  • выдворение (по обстоятельствам (нежелательность пребывания), предусмотренным протоколом №7 Европейской конвенции "О правах человека");
  • отказ в пропуске через государственную границу (по обстоятельствам, предусмотренным национальными Законами "О государственной границе", "О порядке выезда и въезда" и "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства", нормами международного права и др., в том числе подзаконными актами);
  • экстрадиция (по обстоятельствам, предусмотренным национальным Законодательством регулирующим область Уголовного права (общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний; назначение наказания и применение иных мер уголовно-правового характера; основания привлечения к уголовной ответственности, либо освобождения от уголовной ответственности и наказания). В этой части следует отметить, особую роль норм международного права (юрисдикцию);
  • передача сопредельному государству нарушителя государственной границы аппаратом пограничных уполномоченных органов (по обстоятельствам, предусмотренным договорами с сопредельными государствами о режиме охраны государственной границы);
  • юридическая ответственность, в частности - выдворение, как вид административно-правового наказания.

Высококвалифицированные юристы нашей компании, имея большой опыт ведения дел, которые непосредственно связаны с депортацией, выдворением, запретом на въезд лиц в страны Европейского союза, а также дел, связанных с обжалованием либо отменой решения о выдворении/депортации, аннулированием информации из национальных реестров персон Non Grata (нежелательных к въезду лиц) вышеуказанных стран, а также Шенгенской информационной системы (SIS) - могут оказать Вам профессиональную юридическую помощь в вышеуказанных направлениях.

В случае если в отношении Вас было вынесено компетентными органами соответствующей страны Европейского союза решение о выдворении или факт выдворения из страны уже состоялся (то есть Вы были выдворены из страны) обращайтесь к нам для определения возможности обжалования либо отмены решения о выдворении, а также согласования дальнейших действий.

Обратите внимание на сроки обжалования либо подачи соответствующих прошений. Если Вы пропустите предоставленные Вам сроки, то возможность их восстановления будет серьезно затруднена в связи с необходимостью предоставления доказательств уважительных причин пропуска данных процессуальных действий.