Задержание и возврат с границы
К нам часто обращаются с просьбой объяснить чем грозит задержание лица при пересечении границы и возвращение его обратно в Украину. Ниже мы предоставляем информацию о требованиях, которым должен соответствовать любой гражданин третьей страны, который намерен пересечь границу со странами Европейского союза.
Согласно ст.6 Шенгенского кодекса о границах, для осуществления беспрепятственного въезда и пребывания на территории стран Европейского союза не более 90 дней в любой 180-дневный период, гражданам третьих стран необходимо выполнить следующие условия:
Иметь действующий проездной документ, предоставляющий его владельцу право на пересечение границы, и соответствующий следующим критериям:
- документ должен быть действующим минимум три месяца после запланированной даты отъезда с территории стран ЕС. В случае обоснованной необходимости, это обязательство может быть отменено.
- документ должен быть выдан в течение предыдущих 10 лет.
Иметь в паспорте действующую визу, если это необходимо в соответствии с Регламентом Совета ЕС №539/2001 от 15.03.2001г., который устанавливает перечень третьих стран, граждане которых должны иметь визу для пересечения внешних границ ЕС и стран, граждане которых не подлежат этому требованию, кроме случаев, если они имеют действующий вид на жительство или действующую долгосрочную визу.
То есть для пересечения границы со странами Европейского союза Вы должны иметь биометрический загранпаспорт или заграничный паспорт с визой, при этом паспорт должен быть действительным не менее 3-х месяцев после Вашего возвращения в Украину. При наличии биометрического паспорта или визы Вы имеете право пребывать на территории стран Европейского союза не более 90 дней в любой 180-дневный период.
Страны-члены Европейского союза помогают друг другу эффективно применять пограничный контроль. Оперативное сотрудничество координируется Европейским агентством по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах стран-членов Европейского союза (Frontex).
При Вашем выезде из стран ЕС отсчет 180-дневного периода, с целью проверки пограничной службой срока Вашего предыдущего пребывания на территории Европейского союза, ведется в обратном порядке, а именно "с сегодняшнего дня". Следует отметить, что датой въезда на территорию стран Европейского союза считается первый день пребывания на территории стран-членов Европейского союза, а датой выезда считается последний день пребывания на территории стран-членов ЕС. Периоды пребывания на основании вида на жительство или долгосрочной визы не учитываются при подсчете продолжительности пребывания на территории стран-членов ЕС.
Если же Вы находились на территории стран ЕС более 90 дней в 180-дневном периоде и не имеете действующего разрешения на пребывание или долгосрочной визы (которая дает право на более длительное пребывание в ЕС, чем 90 дней подряд), то тем самым Вы нарушаете паспортно-визовий режим, что влечет за собой соответствующие санкции в виде запрета на въезд с внесением информации как в национальный реестр персон Non Grata (нежелательных к въезду лиц) соответствующей страны, так и в Шенгенскую информационную систему SIS.
Записи в Шенгенской информационной системе, с целью предупреждения о нежелательных лицах, касаются:
- лиц, признанных виновными в совершении преступления на территории стран Европейского союза и осужденных на срок заключения более чем на 1 год;
- лиц, в отношении которых существуют основания полагать, что они совершили тяжкое уголовное преступление ЛИБО намерены совершить такое преступление на территории любой страны-члена Европейского союза;
- лиц, которым было отказано во въезде или запрещено пребывание в государствах-членах Европейского союза по причине несоблюдения национальных правил въезда либо проживания и др.;
- лиц, которые были выдворены из стран Европейского союза.
Все вышеперечисленные основания могут стать основанием для отказа во въезде и возврата с границы. В то же время, не все случаи отказа во въезде и выдворения из стран Европейского союза влекут за собой санкции в виде внесения информации в Шенгенскую информационную систему SIS.
Следует отметить, что не существует абсолютно одинаковых ситуаций, поэтому по такого рода вопросам необходимо консультироваться со специалистами в данной области с целью дальнейшего понимания Вашей конкретной ситуации, а также определения и согласования дальнейших действий.
Наличие обоснованной цели и условий предполагаемого пребывания, а также достаточных средств к существованию, как на период запланированного пребывания в странах Европейского союза, так и для возвращения в страну происхождения ЛИБО транзита в третью страну, право на въезд в которую граждане третьих стран гарантированно имеют; или имеют возможность законно получить такие средства.
То есть отвечая на вопрос сотрудника пограничной службы Вы должны спокойно и убедительно (наглядно или документально) объяснить пограничнику цель своей поездки, куда Вы направляетесь и на какой промежуток времени, за какие средства сможете обеспечить себя питанием и жильем во время путешествия и как будете возвращаться в страну своего происхождения.
Отсутствие записи в Шенгенской информационной системе как о лицах, являющихся нежелательными лицами на территории стран Европейского союза, с целью отказа во въезде.
Отсутствие угроз публичной политике, внутренней безопасности, здоровью граждан или внутренней безопасности любой из стран-членов Шенгенского соглашения со стороны этих лиц, в частности, в отношении их не была внесена информация с целью отказа во въезде на вышеупомянутых основаниях в национальный реестр нежелательных лиц соответствующей страны.
Существует перечень документов, которые необходимо предоставить пограничной службе при пересечении границы, с целью подтверждения цели пребывания, наличия средств и намерения вернуться в страну своего происхождения, но он не является исчерпывающим, все зависит от конкретных обстоятельств.
Также необходимо учитывать, что у каждой страны свои требования к минимальной сумме, которую необходимо иметь с собой. Средства к существованию, как правило, оцениваются в соответствии с продолжительностью и целью пребывания, а также на основании средних цен в странах-членах Европейского союза на питание и проживание бюджетного класса, умноженных на количество дней пребывания.
Оценка достаточности средств к существованию может основываться наличием у гражданина третьей страны наличных средств, кредитных карточек и туристических чеков. Спонсорские декларации, которые соответствуют действующему законодательству страны, и гарантийные письма от принимающей стороны, которые соответствуют законам страны, в которой намерен пребывать гражданин третьей страны, также могут быть доказательством наличия достаточных средств к существованию.
Дополнительно следует отметить, что гражданам третьих стран, которые не соответствуют всем условиям п.1 ст.6 Шенгенского кодекса о границах, но имеют вид на жительство или долгосрочную визу, разрешается въезд на территорию других стран-членов ЕС с целью транзита, чтобы они могли добраться в страну ЕС, выдавшую вид на жительство или долгосрочную визу, кроме случаев, когда информация об этих гражданах внесена в национальный реестр нежелательных лиц страны-члена ЕС, внешнюю границу которой они пытаются пересечь, с предупреждением о запрете на въезд либо транзит.
Также на основании ст. 8.1. Регламента Совета ЕС № 2016/399 на пограничных контрольно-пропускных пунктах стран Шенгенского соглашения могут осуществляться детальные проверки граждан третьих стран, которые осуществляют сотрудники службы пограничного контроля. Как правило, такие проверки занимают определенное время и направлены на выяснение следующих обстоятельств:
- проверка дорожных документов, визы или статуса пребывания, а также других документов на предмет их подлинности и действительности;
- проверка маршрута, цели и продолжительности предполагаемой поездки, а также в связи с этим наличие финансового состояния;
- проверка на предмет превышения максимально допустимого срока пребывания на территории стран-членов Европейского Союза;
- проверка на предмет наличия объявления о розыске;
- проверка транспортных средств, а также других предметов, принадлежащих лицу, имеющему намерение пересечения границы;
- проверка документов родительского опекунства в отношении несовершеннолетнего ребенка, который имеет намерение пересечения границы;
- проверка иных подозрительных обстоятельств.
Также гражданам третьих стран, которые не соответствуют условиям п.1 ст.6 Шенгенского кодекса о границах, может быть разрешен въезд на территорию страны-члена ЕС на основании гуманитарных соображений, национальных или международных обязательств. В случае, если в отношении такого гражданина третьей страны существует предупреждение и предписание о запрете на въезд или транзит, страна ЕС, которая дает разрешение на въезд, должна проинформировать об этом другие страны-члены Европейского союза.
Если у Вас возникла проблема на границе со странами Европейского союза, высококвалифицированные юристы нашей компании, имея большой опыт ведения дел, которые непосредственно связаны с депортацией, выдворением, запретом на въезд лиц в страны Европейского союза, а также дел, связанных с аннулированием информации из национальных реестров персон Non Grata (нежелательных к въезду лиц) вышеуказанных стран, а также Шенгенской информационной системы SIS - могут оказать Вам профессиональную юридическую помощь.