Top of Page

Доступ к системе VIS

Соответствующие национальные органы, ответственные за предупреждение, выявление и расследование террористических или других серьезных криминальных угроз, а также должностные лица Европейского полицейского управления - Европол имеют право на доступ к данным в системе VIS.

Процедуры для проведения консультаций при таких обстоятельствах, изложены в Решении Совета 2008/663/JHA от 23 июня 2008 г. Такие консультации проводятся через центральные точки доступа в странах-участницах Шенгенского соглашения, а также Европол, которые проверяют запросы и обеспечивают соответствие деятельности с вышеуказанным Решением Совета.

Ввод, изменение или удаление данных в системе VIS находится в компетенции исключительно уполномоченных на эти действия органов. Доступ к данным возможен исключительно уполномоченным сотрудникам визовых органов и компетентным органам, которые уполномочены осуществлять проверки на внешних пунктах пересечения границ, иммиграционные проверки и предоставление убежища, в рамках выполнения их задач.

Данные из системы VIS не могут быть доведены до сведения третьих стран или международных организаций, за исключением отдельных случаев при наличии необходимых подтверждений и соответствующих полномочий третьей страны. Информация может быть предоставлена при соблюдении ряда условий при должном уважении прав беженцев и лиц, требующих международной защиты.

ДОСТУП К VIS НАЦИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Соответствующие национальные органы могут иметь доступ к данным в системе VIS через центральные точки доступа, назначенные странами-участницами Шенгенского соглашения. Доступ к данным применяется на индивидуальной основе, по обоснованным письменным или электронным запросам. Запросы проверяются и обрабатываются в точке центрального доступа ранее посылки запросов в VIS. Они передают полученные из запроса данные в действующие подразделения. Только в экстренных случаях запросы могут предоставляться в письменной, электронной или устной форме, с проверками, проводимыми по факту. Органы, назначенные странами-участницами Шенгенского соглашения, уполномочены проводить консультации в VIS в пределах их полномочий, при условии, если:

  • это необходимо для целей расследования, предотвращения или обнаружения серьезных криминальных угроз;
  • это необходимо в конкретном случае;
  • есть веские основания полагать, что консультации будут способствовать предупреждению, выявлению и расследованию серьезной криминальной угрозы;

VIS данные, которые могут подвергаться поиску, ограничены:

  • фамилия, фамилия при рождении, имя, пол, дата, место и страна рождения;
  • теперешняя национальность, а также гражданство при рождении лица, ходатайствующего о выдаче визы;
  • вид и количество проездных документов, орган, выдавший их, дата выдачи и срок действия;
  • основные маршруты и продолжительность предполагаемого пребывания;
  • цель поездки, предполагаемые даты въезда и выезда;
  • первая предполагаемая граница въезда или транзитный маршрут;
  • место жительства;
  • отпечатки пальцев;
  • категория визы и номер визового стикера;
  • сведения о приглашающей стороне лица, ходатайствующего о получении визы, а также несет ли приглашающая сторона ответственность за покрытие расходов заявителя во время его пребывания в стране.

Также VIS может содержать другие данные по визовому заявлению:

  • буквенно-цифровые данные заявителя, запрошенные в визах, выданных, отказанных, аннулированных, отмененных или продленных;
  • фотографии;
  • данные отпечатков пальцев;
  • ссылки на предыдущие заявления о выдаче виз и файлы заявлений лиц, путешествующих вместе.

ДОСТУП К VIS ЕВРОПОЛА

Доступ к VIS для консультаций со стороны Европейского полицейского управления имеет место в рамках предписания этого органа. Должностные лица специального отдела, назначенного Европолом, выступают в качестве центральной точки доступа, уполномоченные проводить консультации в VIS.

Для обработки информации, получаемой с помощью Европола через VIS, необходимо получить согласие страны-участницы Шенгенского соглашения, которая ввела данные, о которых идет речь.

Органы, имеющие доступ к системе VIS должны обеспечить доступ к данным только при необходимости, соответствующей выполнению их задач. Также эти органы должны обеспечить соответствующее использование системы VIS, что бы заявители на выдачу виз и их получатели не подвергались дискриминации, а также что бы уважались человеческое достоинство и неприкосновенность.

ВВОД ДАННЫХ В СИСТЕМУ VIS

После того как заявление принято на рассмотрение, как это предусмотрено в Визовом Кодексе, визовый орган создает файл заявления, введя в систему VIS набор данных, указанных в настоящих Правилах, таких, как личные сведения и детали путешествия заявителя, приведенные в анкете-заявлении, фотографию и отпечатки пальцев.

В месте, где было принято решение о выдаче визы, визовые органы добавляют другие соответствующие данные, в том числе категорию визы, территорию, на которую владелец визы имеет право совершать поездки, срок действия, количество разрешенных въездов на территорию и длительность разрешенного срока пребывания.

Дополнительные данные также должны быть введены, если визовый орган, представляющий другую страну ЕС, прекращает рассмотрение заявления, а также в случае, если было принято решение об отказе, отмене или аннулировании визы, или продлении срока действия визы.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ В СИСТЕМЕ VIS

Компетентный визовый орган может консультироваться с VIS с целью рассмотрения заявлений и решений в выдаче, отказе, продлении, аннулировании или отмены визы, либо сокращении срока действия визы. Он уполномочен осуществлять поиск по некоторым из данных, которые включены в заявление, а также и сам файл заявления. Если поиск определяет наличие данных о заявителе в системе VIS, визовому органу будет предоставлен доступ к файлу заявления и связанным файлам заявления.

Для предварительной консультации страна, ответственная за рассмотрение заявления, должна передавать любые консультационные запросы с номером заявления в систему VIS, с указанием страны или стран для проведения консультаций. VIS направляет запрос в соответствующую страну, которая, в свою очередь, посылает ответ в VIS, которая затем направит ответ в запрашивающую страну.

Органы, ответственные за проведение проверки на внешних границах и внутри национальных территорий, имеют доступ для поиска в системе VIS по номеру визового стикера вместе с отпечатками пальцев. Они могут осуществлять поиск в VIS с целью установления личности лица и/или подлинности визы и/или удовлетворяет ли лицо требованиям для въезда, пребывания или проживания в пределах национальных территорий стран Шенгенского соглашения. Если, исходя из этого поиска, данные о владельце визы будут найдены в VIS, соответствующие органы могут консультироваться по поводу определенных данных в файле заявления.

Для идентификации лица, которое не может или не соответствует предъявляемым требованиям, компетентные органы имеют доступ для поиска по отпечаткам пальцев. Если отпечатки пальцев человека не могут быть использованы или поиск по отпечаткам пальцев не удается, соответствующие органы могут осуществлять поиск в системе VIS по имени, полу, дате и месте рождения и/или информации, взятой из проездного документа. Они могут быть использованы в сочетании с гражданством человека.

Органы предоставления убежища имеют доступ для поиска в системе VIS по данным с отпечатками пальцев, но исключительно для целей определенной страны ЕС, ответственной за рассмотрение заявления о предоставлении убежища и проверке заявления о предоставлении убежища. Однако, если отпечатки пальцев лиц, ищущих убежище, не могут быть использованы или поиск их не удается, органы могут проводить поиск в соответствии с данными, изложенными выше.

Каждый файл заявления хранится в системе VIS максимум пять лет. Только ответственная страна имеет право на изменение или удаление данных, которые она направила в Визовую информационную систему.